ЗАРАБОТОК

Планетарное производство (планетарка)

  • Чейз
    В тексте много сленга, если тебе что-то не понятно, смотри словарь сленга EVE Online. Или задавай вопросы в каментах!
Тема первая

Базовые понятия

В Еве любая планета является бесконечным поставщиком материалов, которые могут быть извлечены и в дальнейшем использованы либо проданы. Материалы эти называют «планетарными», соответственно процесс извлечения и переработки — «планетарным производством» или просто «планетаркой».

Суть планетарного производства сводится к тому, что ты размещаешь на планетах добывающие и перерабатывающие заводы, получая на выходе сырье и (или) комплектующие. Производимые компоненты разделяются по уровням. Так, есть просто сырье — это уровень Р0, а продукция бывает уровней P1, P2, P3, P4 в зависимости от стадии обработки.

Таблиц и диаграмм планетарного производства в сети — масса. Лично мне нравится http://alysii.com/eve/pi/ — очень наглядно показано что нужно закупать/перерабатывать.


Плюсы планетарки:
  • 1
    Отнимает мало времени
     Добыча ресурсов и переработка их в компоненты происходит без личного участия игрока.
  • 2
    Не требует длительной прокачки навыков
    10−14 дней совершенно достаточно для нормальной работы (обслуживание 5 планет)
Минусы планетарки:
  • 1
    Непрерывность процесса
    Тебе надо заниматься планетаркой ежедневно без пропусков и желательно в одно и то же время, иначе заводы встанут, а склады переполнятся.
  • 2
    Большие объемы
    Одна единичка планетарного материала занимает не так уж много места, но планетарка берет массовостью, и в итоге занимает достаточно много места, для перевозки материалов требуются или корабли большого тоннажа (фрейтеры), или много рейсов обычных грузовых кораблей. Это особенно касается материалов уровня Р0 и Р1, объемы которых поистине гигантские.

    Чтобы ты понимал размер проблемы, приведу пример: для того, чтобы произвести 1 единичку Organic Mortar, объем которой 100 куб.м., нужно иметь сырья общим объемом 1980 куб.м. Почти в двадцать раз больше!
  • 3
    Уязвимость
    Планетарщика очень легко поймать, потому что ему просто необходимо подварпывать вплотную к таможенным офисам (Custom office) для выгрузки на планету сырья и забору оттуда готовой продукции. Включить режим невидимости корабля (клоку) в этот момент тоже не получится.
  • 4
    Истощение планет
    Каждый планетарный материал на планете имеет некую «вилочку» от максимального количества ресурса до минимального. Интуитивно понятно, что чем больше добывать, тем быстрее ресурс истощится до некоего гарантированного минимума, при котором его добывать совершенно не выгодно (просто за это же время можно заработать гораздо больше иск, делая что-то иное). Соответственно, если ресурс не добывать, то он постепенно вновь вырастет до своего максимума. Все это приводит к сложности в планировании процессов, и невозможности, единожды настроив, неделями и месяцами просто поддерживать отлаженный процесс.
Тема вторая

Извлечение (копка планет)

Сам процесс установки добывающих и перерабатывающих заводов лучше посмотреть на ютубе, какой-нибудь гайд по планетарке, их много сделано. Я же хочу заострить вопрос на одном принципиальном моменте. Планетарку можно копать и можно перерабатывать. Большинство гайдов советуют сразу копать и перерабатывать. Моя производственная корпорация довольно долгое время жила в клаймовых нулях, а затем в ВХ, и мы постепенно пришли к выводу об экономической нецелесообразности копки планетарных материалов.

Здесь чистая математика: один чар может разместить планетарное производство максимум на 6 планетах. Копка 1 планеты в сутки приносит не выше 2−4 миллионов ИСК, а с учетом постепенного истощения — еще меньше. Итого, даже если копать максимально 6 планет, то в сутки (в сутки, Карл!) заработок составит 10−15 млн ИСК. Любой нормальный краб за час зарабатывает вдвое больше. Про гигантские объемы материалов уровня Р0 я уже написал — они чудовищные и перевозить их не удобно.
Тема третья

Переработка

Это значительно выгоднее! Ты покупаешь материалы уровня Р2 и перерабатываешь их до уровня Р4. И продаешь.

Плюсы:
  • значительно меньшие объемы перевозок.
  • довольно неплохой доход
  • возможность четко отладить и распланировать техпроцесс на недели и месяцы вперед, т.к. нет зависимости от истощающихся месторождений.
  • все участники процесса и все планеты заняты не негритянской копкой за гроши, а вполне прибыльной переработкой сырья.

Минусы:
  • возить придется не только готовые материалы в торговые хабы, но и закупленное сырье из хабов на заводы. Впрочем, когда ты отвез на маркет планетарку Р4, тебе обратно фуру или индуса все равно порожняком тащить. Так почему бы не захватить с рынка Р2?
  • денежные вложения, необходимы на покупку сырья.

В целом, заработать на планетарке «на подписку» довольно проблематично (хотя и возможно, если вовлечь мейна и двух твинков на каждом аккаунте в производство), но иметь неплохой приработок — безусловно можно.

Из практики, в среднем, один персонаж с навыком обслуживания 5 планет ежесуточно зарабатывает «чистыми» от 15 до 30 млн ИСК. Все зависит от конъюнктуры рынка, а также от выбранного техпроцесса. Дело в том, что процессы Р1->Р2->Р3 приносят мало прибыли, однако позволяют получить очень дешевые компоненты для процесса Р3->Р4. В итоге зарабатываем мы, по сути на последнем процессе, но для его непрерывной функциональности надо иметь несколько процессов Р1->Р2->Р3.

Казалось бы, тогда логично покупать сразу Р3 и перерабатывать в Р4. Однако это не так, потому что тебе никогда не продадут дешевые Р3, или продадут в смехотворных количествах. В достаточных количествах и за бесценок можно купить только сырье Р0 и Р1 и изредка Р2, которое продают нубасы и дураки. Р3 уже стоят дорого, потому что многие из материалов этого уровня участвуют в других производствах (например, для нанопасты, топлива для ПОСов и цитаделей и т. д.)
  • Чейз:
    Отсюда вывод: копать планеты — это для аутсайдеров и нубов. Материалы надо не копать, а перерабатывать!