ПРОСТРАНСТВО

Размеченный спейс

Наверняка у тебя есть некая станция в некой системе, где ты, в основном, обитаешь. Там у тебя большинство кораблей, сменных модулей, боеприпасов и т. д.

Разметь космос! Не поленись потратить 3−4 часа и сделай разметку в тех системах, где ты часто летаешь, сейф-споты, инстадок- и андок-буки, обзорки над гейтами, доками, белтами и прочими нужными тебе объектами. Поверь, летать и воевать в заранее размеченном спейсе значительно легче, безопасней и комфортней. Тебя будет заметно сложнее поймать, а вот ты, наоборот, легче будешь контролировать пространство вокруг себя.
Базовое понятие: в Еве корабль никогда не приварпывает в математический ноль на объект или буку. То есть, давая команду «варпать в 0 метров» на буку, твой корабль в действительности приварпает на некотором расстоянии от нее. Это расстояние случайным образом выбирается самой игрой, оно всегда разное и заранее неизвестно. Однако оно никогда не бывает больше 2500 метров от точки приварпа. То есть, представь вокруг твоей буки сферу радиусом 2500 метров — твой корабль приварпает куда-то внутри этой сферы: чуть не доехать до буки или оказаться за ней, быть чуть выше-ниже-левее-правее и т. д. Как это использовать — читай ниже.
Тема первая

Инстадок-бука

Это бука, которая делается в нуле метров от дока (цитадели) таким образом, чтобы условная сфера радиусом 2500 метров вокруг этой буки не пересекалась со структурой дока и не выходила за ренж дока. Если ты обратишь внимание, то рядом с крупными объектами часто бывает, что ты находишься в 0 метров от них, но при этом видно, что моделька твоего корабля и модель этого объекта находятся еще на довольно большом расстоянии, составляющем иногда 5−10−20… км. Происходит это из-за того, что крупные космические объекты, такие как доки, цитадели, гейты имеют радиус сигнатуры заметно больший, чем физическая модель. Используем именно это свойство.

То есть, (вспоминаем про сферу 2500 м) чтобы варпая на эту буку «в ноль», твой корабль всегда оказывался в 0 метров от дока и при этом не отбампывался об его структуру обратно в космос, как мячик от стены.

Плохая инстадок-бука — когда корабль приварпывает к тому месту дока, где андокаются корабли. Твой корабль может тупо отбампаться (или быть отбампанным) за ренж (range) дока. А если ты летишь в капсуле или шаттле — точку твоего приварпа можно легко просчитать и убить смарто-шипом (кораблем с зафиченными смарт-бомбами). А если это нульсек, то ты можешь вляпаться в бубль, надутый интердиктором или хэвидиктором.

Лучше всего делать инстадок выше или ниже гейта и уж, во всяком случае, подальше от места андока кораблей.

Ты наверняка замечал, что когда корабль приварпывает к доку, он далеко не всегда докается сразу, а обычно с какой-то задержкой по времени. Эта задержка называется «таймером смены сеанса» и может достигать 10 секунд! Это не баг, а особенности механики игры и это надо учитывать! (Подробнее про таймеры здесь) Десять секунд! За это время тебя могут легко убить, особенно если ты на легком кораблике, шаттле или вообще в капсуле. Тебя могут отбампать от дока обратно в космос и убить, если вы на тяжелом и неповоротливом корабле.

Инстадок бука вам поможет! (звучит как реклама дешевого патентованного средства)

Для этого ты ставишь дест (маршрут) на нужный док, но варпаешь не на сам док, а на инстадок-буку для этого дока, и, пока твой корабль летит в варп-режиме, включаешь автопилот. Не перепутай! Сначала ты «руками» уходишь в варп и только потом включаешь автопилот. В этом случае, как только твой корабль приварпает на инстадок-буку, он моментально докнется безо всякой задержки, тебя даже залочить не успеют. И вишенка на торт: даже если в момент приварпа у тебя залагает игра, то твой корабль все равно докнется, потому что команда на док пришла на сервер заблаговременно.
Итак, последовательность действий еще раз: дест -> варп -> автопилот. Не перепутай!
Тема вторая

Андок-бука

Для того, чтобы корабль ушел в варп ему нужно развернуться в сторону отварпа и разогнаться до определенной скорости. Любой док имеет точку андока и все вылетающие из дока корабли вылетают именно оттуда и летят в одном направлении (немного плюс-минус, но это несущественно), и при этом они летят уже сразу с максимальной скоростью. Если прямо по курсу корабля будет объект или спот, на который он может наварпать, то он сможет уйти в варп мгновенно.

В империи поймать такой корабль невозможно в принципе, а в нулях и ВХ — только заблаговременно раздув бубль на андоке (а антибублевый корабль нельзя поймать и бублем).

Именно для такого отварпа и делается андок-бука. Она делается дальше 150 км от точки андока прямо по курсу. Лучше если она сделана на расстоянии свыше 250−300 км. И совсем замечательно, если андок-бука сделана вне грида дока. Это все нужно потому, что андок-кемперы тоже не дураки, и грид перед андоком станции у них очень хорошо размечен (на несколько сотен или даже тысяч км вперед). Поэтому если твой корабль выйдет из варпа рядом с одной из их бук, они просто наварпают на нее, окажутся рядом с тобой и затаклят.

Поэтому, если ты андокнулся и отварпал так, что вообще исчез из вида станции (вышел из грида), то ловить тебя, скорее всего, уже не будут. Многие посчитают это слишком сложным для себя, хотя изредка встречаются эстеты, которые заблаговременно выбросили комбат-пробки перед доком и способны насканить корабль за 1 цикл (это 5−7 секунд). Поэтому если, андокнувшись, ты видишь на ближнем подскане комбат-пробки, то лучше не отварпывай на андок буку. Либо задокайся обратно, либо пробуй отварпать сразу по своему маршруту. Потому что если тебя поймают в пустом космосе на твоей буке, то шансов у тебя вообще не будет.
Тема третья

«Обзорка», она же «свечка», она же «пин»

Это бука, сделанная на расстоянии свыше 150 км от нужного тебе объекта (гейта, дока, белта и т. д.). Служит для того, чтобы не варпать сразу на объект, а сначала приварпать на эту самую обзорку и воочию посмотреть, что происходит на этом объекте. Раньше такие буки называли «свечками». Сегодня их часто называют «пинами» (pin).

В нульсек обзорки широко используются для того, чтобы избежать попадания в бубль.

В лоусек обзорки используют, чтобы избежать убийства смарто-кемпереми.
Основные ошибки при создании обзорок:
  1. Никогда не делай обзорки строго выше-ниже объекта именно потому, что их очень часто там и делают.
  2. Не делай обзорку на одной линии между интересующим тебя объектом (например, гейтом) и еще каким-то объектом (например, белтом). Потому что в этом случае с этого белта можно легко вывестись на тебя и наварпать практически «в ноль».
  3. В нулях не надо делать обзорку так, чтобы маршрут до нее пролегал «сквозь» гейт, т.к. если на гейте раздут бубль, то ты приварпаешь не на свою обзорку, а в этот бубль (таково свойство бубля).
  4. Не забывай про то, что некоторые корабли имеют МЖД. Корабль с МЖД умеет прыгать ровно на 100 км. А также есть 4 эсминца 2-й техкатегории, которые умеют МЖДшить не только себя, но и любое количество других кораблей вокруг себя на те же самые 100 км. Например, таклера*. Или рекона (Arazu, Lachesis) которые имеют очень длинные поинты. Поэтому делать обзорку ближе 200−250 км — плохая идея. Лично наблюдал, как поймали такого красавца: он на Наге приварпал в ~140−150 км от гейта с понтом «ща элитно постреляю в вас с такой дистанции», дескать, «нипаймаете». Кемперы-эстеты МЖДшнули в его сторону Lachesis и Rapier, которые его затакли и засетковали.
* Опытные пилоты могут проделать такой финт: таклер (интерцептор или таклящий рекон) подлетает к МЖД-дестроеру, и тот МЖДшит их обоих на 100 км по направлению к цели. Т.к. у таклера длина дизраптора 30−70 км, то этого может быть вполне достаточно, чтобы затаклить жертву и подержать ее до подхода основного флота.
Итак, обзорку лучше всего сделать дальше 250 км, где-то в произвольной точке грида выше-ниже и левее-правее от объекта и при этом проследить, чтобы она не оказалась между двумя какими-нибудь объектами.
Тема четвертая

Подварп-бука

Это бука, которая делается за гридом интересующего объекта (обычно, это гейт, реже — док), но не далее 14,3 АУ. Таким образом, приварпав на эту буку, ты можешь лучом подскана определить, что творится на интересующем тебя объекте и при этому не «светишь» свой шип. Это удобно, чтобы противник визуально не смог увидеть куда ты взял разгон и отварпал, как зафичен твой корабль (например, есть ли на нем вооружение и какое оно), а также не сможет узнать, ты уже отварпал с этой буки или просто склочился на ней и продолжаешь «палить» объект подсканом.
Тема пятая

Дальспот

Это спот (бука), который сделан где-то на краю солнечной системы, значительно далее 14,3 АУ от любого объекта этой системы. Сегодня такой спот можно сделать только в момент, когда в этой системе идет вторжение Саньша. Дело в том, что маячки Саньша респятся как раз на самых задворках солнечной системы, очень далеко от всех ее объектов. Поэтому, наварпывая на такой маячок и далее варпая между ними и делая в проварпе буку, ты сделаешь ее в таком месте, где никакими иными способами сделать ее нельзя, как бы ты не варпал по солнечной системе. Это, конечно, не значит, что твой кораблик там неуязвим, его по-прежнему можно насканить комбат-пробками, но обычно начала сканят ту часть солнечной системы, где есть объекты и спейс между ними (так называемый проварп). И лишь не найдя там ничего интересного, могут (и то не факт) начать просканивать окраины. То есть тебе дается существенная фора по времени что-либо предпринять (отварпать, починиться, логофнуться и т. д.)
Тема шестая

Плохие буки

Спот в проварпе между гейтами.
Во-первых, там легче всего тебя найти и подсканом, и пробками. Кроме того, иногда тебя удается заметить визуально просто пролетая от одного гейта к другому.
Правильный спот делается так: варпается на объект и по пути делается спот. Тут же на него наварпывается обратно и с него варпается на еще какой-то объект. И в проварпе делается уже окончательный спот.

Спот вблизи объекта
Дело в том, что если тебя увидели на подскане, то дальше тебя начнут высканивать комбат пробками. Если ты не слоупок, то пробки ты спалишь подсканом за милую душу. И тут же сбежишь. Сканерщик это понимает. Так вот. Если сканерщик опытный, то он вполне способен высканить тебя на 100% сразу за один проход, на что е ему потребуется около 7−10 секунд. Еще секунд 5−15 потребуется, чтобы приварпать к тебе. И 3−5 сек чтобы залочить и затаклить. Итак, максимум через 30 секунд после выброса пробок, твой корабль может быть затаклен.

Проблема лишь в том, чтобы сразу бросить пробки максимально точно в то место, где ты стоишь. Если ты стоишь в некоей точке, расположенной на расстоянии не далее 14,3 АУ от какого-то объекта в космосе (док, белт, солнце и т. д.), то сканерщик варпает на этот объект, стоя там он подсканом находит дистанцию и примерное направление до тебя и либо бросает пробки просто на сам объект, возле которого ты стоишь, либо немного в сторону в соответствии с найденным направлением. Поскольку луч подскана — это конус, то чем дальше ты будешь находиться от высканивающего тебя корабля, тем шире будет основание конуса и тем менее точным будет бросок комбат-пробок. Исходя из личного опыта, ближе 5 АУ от объекта ты имеешь риск быть высканен и затаклен настолько быстро, что просто не успеешь спалить комбат пробки подсканом.

В идеале — иметь спот дальше 14,3 АУ от ближайшего объекта. В этом случае найти тебя комбатами за 1 проход будет ну ооочень сложно.