Трапы, кемпы и разводы

Смарто-кемп

  • Чейз
    В тексте много сленга, если тебе что-то не понятно, смотри словарь сленга EVE Online. Или задавай вопросы в каментах!
Тема первая

Кто и где?

Смарто-кемп встречается только в лоусек и нульсек системах. В хайсек за использование смарты прилетает КОНКОРД и выдает красавцу билет на киллборду, поэтому там если и смартят, то чрезвычайно редко и очень адресно. Вот просто так на воротах встать со смартой — там так не делают.

Поскольку смартбомба очень прожорлива по капаситору, а также требует много ЦПУ и ПГ (пауэргрида) в фите, но при этом выдает очень скромный дамаг, то для кемпа их ставят на корабли от крейсера и выше, фитят их в корабль не менее 5 штук, причем только большие (Large Smarbomb), чтобы они хоть кого-то могли убить.

Из крейсеров обычно используют стратегические Т3 крейсера (из них — Proteus чаще всего, реже — Legion), а также Цинабал и Маллер.

Маллер — самый дешманский вариант, поскольку это крейсер первой техкатегории, однако он полностью себя оправдывает.

Цинабал — самый агильный, что дает неплохой шанс на выживание. Это хоть и фракционный крейсер, однако стоит он не особенно дорого по сравнению с другими фракционными крейсерами.

Стратегические крейсера стоят, конечно очень дорого, но они умеют в коверклоку, что дает очень хороший шанс на выживание. Такой крейсер трудно поймать (хотя и возможно).

БК (линейные крейсера) для смарто-кемпа используют очень редко из-за недостаточного кол-ва ЦПУ и ПГ при значительных размерах, а также из-за недостаточного танка.

А вот БШ (баттлшипы, линейные корабли) используют очень часто! В принципе подойдет любой БШ, но на практике чаще всего используют Rokh и Machariel. Рокх очень комфортно фитится в 8 больших смарт-бомб, а Мачариэль очень агильный и потому имеет повышенный шанс сдристнуть, если кто-то попытается его поймать. Ведь смарто-корабль, по сути, очень слаб и уязвим, т.к. кроме смарт-бомб не имеет никакого вооружения (ну, может, 5 дрончиков максимум), поэтому не способен сопротивляться.
Тема вторая

Пройдешь ли ты смарто-кемп?

Смарт-бомба хоть и называется бомбой, на самом деле это модуль, который фитится в верхний слот корабля. Это импульсное вооружение, раздающее дамаг строго внутри радиуса сферы своего действия. Бомба не имеет фаллофа, то есть либо она дамажит на все 100%, либо вообще не дамажит. Количество наносимого дамага не зависит от сигнатуры или скорости цели и определяется только характеристикой самой смарт-бомбы.

Смарт-бомбы различаются по радиусу действия и кол-ву наносимого дамага. Максимальный радиус действия у офицерской смарты — до 10,5 км. На практике такие бомбы почти не используют для кемпа, т.к. они стоят запредельно дорого (помним, что смарто-корабль очень уязвим и легко может быть пойман). Обычно используют Т1 смарты (радиус — 5 км), Т2 смарты (радиус — 6 км) или фракционные (радиус от 6 до 7,5 км).

Поскольку одна смарт-бомба наносит весьма скромный дамаг, то стараются зафитить максимальное их количество, при этом используют только ларджовые (большие) смарты, потому что радиус действия критически важен. Если кемпер богат, с прямыми руками и чувствует себя уверенно, он вполне может зафитить фракционные смарты.

На Т1 крейсер помещается максимум 4 ларджовых смартбомбы, больше не лезет по ПГ и ЦПУ.

На БШ — 7 или 8, кол-во зависит от числа хай-слотов в фите корабля.

Максимальный дамаг от одной смарт-бомбы 375 единиц ХП. Это справедливо для фракционных смарт-бомб. Да, есть офицерские, которые дамажат до 500 ХП/цикл, но я уже сказал, что стоят такие модули баснословно дорого. Поэтому далее я буду вести расчеты для фракционных смарт-бомб.

Итак, один смарто-крейсер способен выдать максимум 375×4 = 1500 единиц дамага за цикл.
Один БШ способен выдать 375×8 = 3000 единиц дамага за цикл.

Математика довольно простая. Давай посчитаем предельный вариант: тебе встретился БШ с 8-ю хайслотами, в которых, соответственно, стоят 8 самых дамажных фракционных смарт-бомб, суммарно выдающих 3000 ХП.

Теперь смотри на свой кораблик и считай, сколько у него ЕХП в самом тонком резисте? Если больше 3000, то одинокий смарто-БШ его не убьет, если меньше — убьет. Разумеется, может не совпасть тип дамага смарт-бомб и дырки в резистах твоего корабля, но это несовпадение будет тебе только в плюс, а рассчитывать надо на самый худший, предельный вариант.

Нередки случаи, когда в смарто-кемпе стоят 2 БШ. Соответственно, суммарно они выдают максимум 3000×2 = 6000 ХП. Считай и сравнивай с ЕХП твоего корабля.
Тема третья

Виды смарто-кемпов

Самый распространенный — соло кемп на крейсере или БШ.

Смарто-крейсер ловит только капсулы, шаттлы и нубшипы. Ничего иного он убить просто не в состоянии. Причем, если нубшип затанковать (лол, я и такое тоже видел!), то смарто-крейсер и его убить не сможет.

Смарто-БШ способен убить, в принципе, любой Т1 фрегат, если тот не зафичен в пассивный танк. Тут все будет зависеть от фита жертвы. Даже одна шилдовая растяжка почти наверняка спасет фрегатик от одиночного смарто-БШ. Фракционный фрегат смарто-БШ навряд ли завалит (они обычно довольно жирные), и Т2 фрегат он также не завалит (и жирные, и резисты хорошие).

Два смарто-БШ уже способны убить любой фриг-сайз, а также некоторые Т1 эсминцы и индусы.

Кроме количества кораблей, кемпы бывают обычные и клочные. Смарто-корабль довольно уязвим, он не имеет возможности отстреливаться в случае если на него кто-то нападет. Поэтому часто в них фитят клоку (или коверклоку для стратегических крейсеров). Корабль висит в клоке на смарто-споте (см. ниже), и когда видит, что в грид к нему падает жертва — расклочивается и включает смарты. Если жертва явно не по зубам, то кемпер просто не расклочивает свой корабль.

Кроме этого нижние слоты забивают варпстабами на случай если кто-то все-же затаклит кемпера (после одного из обновлений 2021 года зафитить можно только один варпстаб).

И очень часто кемпер вешает глазки с обратной стороны гейта, чтобы видеть кто к нему проваливается, опять же чтобы вовремя сдристнуть (или склочиться) в случае шухера.
  • Чейз:
    В Еве есть одно уникальное место: маршрут из Житы в Матарский космос и его торговый хаб — Hek. Маршрут делится на два варианта: условно-безопасный, это 22 прыжка по системам с высоким уровнем безопасности, и опасный, это всего 9 прыжков, часть из которых проходит по системам с низким уровнем безопасности. Разумеется многим лениво ехать 22 прыжка и они пытаются проехать по короткому маршруту. А там 4 лоусек-системы: Crielere-Rancer-Miroitem-Otou. Разумеется, что этот отрезок кемпится практически 24/7. Иногда стоят несколько кемпов одновременно.

    Здесь кемпят профессионально: «глаза» расставлены во всех системах, все знакомые пилоты заплюсованы, поэтому нейтрал виден сразу. Незаметно зайти в систему и «раствориться» в локале, мол, «тут полно нейтралов, одним больше, одним меньше, никто и не заметит» не получится. Это для тебя там все «нейтралы», но не для местных кемперов.
Смарто-кемп бывает стационарный или мобильный.

Стационарный — тут все просто: смарто-корабль выставляется на смарто-спот, чтобы приварпывающие к гейту жертвы оказывались в ренже действия смарт-бомб. Поскольку в инсте гейта или дока смарту включить нельзя (такова механика игры), смарто-спот делают на расстоянии 5−10 км от гейта или дока, с учетом радиуса действия смарты и тактики кемпера. Траектория движения жертвы от гейта, А к гейту Б известна, соответственно на этой траектории и будет находиться смарто-кемпер.

Такой вариант кемпа довольно уязвим, потому что точно известно, где в клоке стоит смарто-корабль. Наварпывают с одного гейта на тот, где стоит кемпер, распушают дронов и начинают крутится, в надежде расклочить. Шанс на расклок почти стопроцентный, поэтому поймать такого кемпера не сложно.

Мобильный — тут возможны варианты:
  • Кемпер висит не на смарто-споте, а на обзорке. А глазик он повесил на ворота, откуда жертва должна наварпывать к нему. Если он видит, что на гейт, где стоит его смарто-корабль варпнула жертва, которую он сможет убить, он переключается на это окно, наварпывает смарто-кораблем на свой спот у гейта гейта и смартит жертву. Этот способ позволяет ему частично обезопасить себя от охотников за смарто-кемперами (есть в Еве и такие).
  • Кемпер стоит в инсте гейта. Из гейта вываливается жертва и варпает на другой гейт. Кемпер видит куда она варпает и варпает вслед за ней, но не на сам гейт, а на свой смарт-спот возле этого гейта. В процессе варп-прыжка кемпер обгоняет свою жертву, приварпывает, смартит жертву и тут же сваливает на сейф-спот, чтобы спала агра.
Как он обгоняет в варпе? Он берет (или фитит) корабль, который варпает быстрее своей жертвы. Подавляющее большинство кораблей (а также капсулы) имеют скорость варпа 3−4 ау/с. А, например, Цинабал варпает со скоростью 6 ау/с. Кроме этого, есть специальные риги, повышающие скорость варпа, а у стратегических Т3 крейсеров есть специальная подсистема. В общем, обогнать не проблема.

Поймать такого кемпера гораздо сложнее. Пытаются поймать либо на разводной корабль (но разведется ли кемпер — большой вопрос), либо в коверклоке вешая возле гейта какого-нибудь бобра. Как только кемпер расклочится для смарты, бобер тоже расклочивается и пытается его затаклить. Фишка в том, бобер — это единственный коверклочник в игре, у которого нет таймера рекалибрации, поэтому он способен лочить противника сразу как расклочится сам. Поэтому опытный кемпер смартит в разгоне и в момент активации смарт-бомб дает команду на отварп. Часто бобер просто не успевает его залочить. Но это уже вопрос пряморукости кемпера и пилота бобра.
Тема четвертая

Смарто-спот, что это такое

Я уже говорил, что одной из ключевых характеристик смарт-бомбы является ее радиус поражения. А также то, что у нее нет фаллофа. То есть либо бомба дамажит на все 100 процентов, либо вообще не дамажит: «не дотягивается». Поэтому кемперу надо стоять не абы где, а строго там, куда приварпает жертва. Где же найти такое место? А это либо станция, либо гейт. Чаще — гейт. Если жертва появляется из одного гейта и летит к другому, то она к этому гейту подлетит со строго определенного направления и окажется в строго определенной точке. Вот там ее, болезную, и смартят.

Как выбирают точку? а просто сами наварпывают с одного гейта на другой и туда, куда приходит корабль — ставят первый спот. Это точка приварпа. Теперь, нужно вспомнить механику, что корабль не приварпывает в математический ноль, а он приварпывает куда-то в некую сферу диаметром 2 км. Он может чуть не доварпать, либо оказаться чутка выше-ниже, левее-правее. Так вот, радиус твоей смарт-бомбы должен перекрывать эту сферу полностью, иначе часть кораблей будет избегать поражения.

Также нужно учесть, что радиус поражения смартой не должен перекрывать радиус сигнатуры гейта — иначе бомбы не включатся, потому что смартить гейт нельзя — это запрещено механикой игры.

Ниже представлены схемы смарт-спота для клочного кемпера (сверху) и обычного (снизу). Если кемпер не клочный, то ему можно не соблюдать правило, чтобы сигнатуры его корабля и корабля жертвы не пересекались. Пусть пересекаются.
Схемы установки правильного смарто-спота: клочного (сверху) и обычного (снизу)
Тема пятая

Как же обезопасить себя от смарто-кемпа?

Перебороть свою лень и не варпать на легких кораблях и капсулах по лоусекам и нулям от гейта к гейту напрямую! Это прямая дорога в клонилку. В нулях это еще к тому же актуально из-за кемпа с бублями.

Варпай либо через обзорку, либо через объект, чтобы прийти к гейту с неожиданной для смарто-кемпера стороны. Поверь, он не будет на тебя переставляться, для него это очень сложно, потому что смарто-корабль, скорее всего, не имеет пропульшена, да даже если и имеет, то как угадать, через какой объект ты переварпаешь на гейт?

Смарто-кемп легко спалить по карте. Открывай ингейм-карту, выстраивай там свой маршрут и выставляй настройки, чтобы карта показывала число убитых капсул за последний час. И сразу все будет видно.

Впрочем, эти системы можно прочекать и по киллборде: открывай КБ нужной системы и смотри, кто кого там сегодня убивал. И на каких кораблях с каким вооружением.