Трапы, кемпы и разводы

Смарто-кемп

Тема первая

Кто и где?

Смарто-кемп встречается только в лоусек и нульсек системах. В хайсек за использование смарты прилетает КОНКОРД и выдает красавцу билет на киллборду, поэтому там если и смартят, то чрезвычайно редко и очень адресно. Вот просто так на воротах встать со смартой — там так не делают.

Поскольку смартбомбы очень прожорливы по капаситору, требуют много ЦПУ и ПГ (пауэргрида), то для кемпа их ставят на корабли от крейсера и выше.

Из крейсеров обычно используют стратегические Т3 крейсера (из них — Протеус чаще всего, реже — Легион), а также Цинабал и Маллер.

БК (линейные крейсера) для смарто-кемпа используют очень редко из-за недостаточного кол-ва ЦПУ и ПГ при значительных размерах, а также из-за недостаточного танка.

А вот БШ (линейные корабли) используют очень часто. В принципе подойдет любой БШ, на практике чаще всего используют Рокх и Мачариэль. Рокх очень комфортно фитится, а Мачариэль очень агильный и потому имеет повышенный шанс сдристнуть если начнется какая-то нездоровая канитель.
Тема вторая

Пройдешь ли ты смарто-кемп?

Смарт-бомба хоть и называется бомбой, на самом деле это модуль, который фитится в верхний слот корабля. Это импульсное вооружение, раздающее дамаг строго внутри радиуса сферы своего действия. Не имеет фаллофа. Количество наносимого дамага не зависит от сигнатуры или скорости цели и определяется только характеристикой самой смарт-бомбы.

Смарт-бомбы различаются по радиусу действия и кол-ву наносимого дамага. Максимальный радиус действия у офицерской смарты — до 10,5 км. На практике такие смарты почти не используют для кемпа, т.к. они стоят запредельно дорого. Используют Т1 смарты (радиус — 5 км), Т2 смарты (радиус — 6 км) или фракционные (радиус от 6 до 7,5 км)

Поскольку одна смарт-бомба наносит весьма скромный дамаг, то стараются зафитить максимальное их количество, при этом используют только ларджовые смарты, потому что радиус действия критически важен. Если кемпер богат и чувствует себя уверенно, он вполне может зафитить фракционные смарты.

На Т1 крейсер помещается максимум 4 ларджовых смартбомб, больше не лезет по ПГ и ЦПУ.

На БШ — 7 или 8, кол-во зависит от числа хай-слотов в фите корабля.

Максимальный дамаг от одной смарт-бомбы 375 единиц ХП. Это справедливо для фракционных смарт-бомб. Да, есть офицерские, которые дамажат до 500 ХП/цикл, но я уже сказал, что стоят такие модули запредельно. Поэтому далее я буду вести расчеты для фракционных смарт-бомб.

Итак, один смарто-крейсер способен выдать максимум 375×4 = 1500 единиц дамага за цикл.
Один БШ способен выдать 375×8 = 3000 единиц дамага за цикл.

Математика довольно простая. Давай посчитаем предельный вариант: тебе встретился БШ с 8-ю хайслотами, в которых стоят 8 самых дамажных фракционных смартбомб.

Теперь смотри на твой кораблик и считай, сколько у него ЕХП в самом тонком резисте? Если больше 3000, то смарто-БШ его не убьет, если меньше — убьет. Разумеется, может не совпасть тип дамага смартбомб и дырки в резистах твоего корабля, но это несовпадение будет тебе только в плюс, а рассчитывать надо на самый худший, предельный вариант.

Иногда в смарто-кемпе стоят 2 БШ. Соответственно, суммарно они выдают максимум 3000×2 = 6000. Считай и сравнивай с ЕХП твоего корабля.
Тема третья

Виды смарто-кемпов

Самый распространенный — соло кемп на крейсере или БШ.

Смарто-крейсер ловит только капсулы, шаттлы и нубшипы. Ничего иного он убить просто не в состоянии.

Смарто-БШ способен убить, в принципе, любой Т1 фрегат, если тот не зафичен в пассивный танк. Тут все будет зависеть от фита жертвы. Даже одна шилдовая растяжка почти наверняка спасет фрегатик от одиночного смарто-БШ. Фракционный фрегат смарто-БШ навряд ли завалит (они обычно довольно жирные), и Т2 фрегат он также не завалит (и жирные, и резисты хорошие).

Два смарто-БШ уже способны убить почти любой фриг-сайз, а также некоторые Т1 эсминцы и индусы.

Кроме количества кораблей, кемпы бывают обычные и клочные. Смарто-корабль довольно уязвим, а, главное, он не имеет возможности отстреливаться в случае если на него кто-то нападет. Поэтому очень часто на них фитят клоку (или коверклоку для стратегических крейсеров). Корабль висит в клоке на смарто-споте, и когда видит, что в грид к нему падает жертва — расклочивается и включает смарты. Если жертва явно не по зубам, то кемпер просто не расклочивает свой корабль.

Кроме этого нижние слоты забивают варпстабами на случай если кто-то все-же затаклит кемпера (после обновления 2021 года зафитить можно только один варпстаб).

И очень часто кемпер вешает глазки с обратной стороны гейта, чтобы видеть кто к нему проваливается, опять же чтобы вовремя сдристнуть (или склочиться) в случае шухера.
В Еве есть одно уникальное место: маршрут из Житы в Матарский космос и его торговый хаб — Hek. Маршрут делится на два варианта: условно-безопасный, это 22 прыжка по системам с высоким уровнем безопасности, и опасный, это всего 9 прыжков, часть из которых проходит по системам с низким уровнем безопасности. Разумеется многим лениво ехать 22 прыжка и они пытаются проехать по короткому маршруту. А там 4 лоусек-системы: Crielere-Rancer-Miroitem-Otou. Разумеется, что этот отрезок кемпится практически 24/7. Иногда по несколько кемпов одновременно.

Здесь кемпят профессионально: «глаза» расставлены во всех системах, все знакомые пилоты заплюсованы, поэтому нейтрал виден сразу. Незаметно зайти в систему и «раствориться» в локале, мол, «тут полно нейтралов, одним больше, одним меньше, никто и не заметит» не получится. Это для вас там все нейтралы, но не для местных кемперов.
Смарто-кемп бывает стационарный или мобильный.

Стационарный — тут все просто: смарто-корабль выставляется на смарто-спот, чтобы приварпывающие к гейту жертвы оказывались в ренже действия смарт-бомб. Поскольку в инсте гейта или дока смарту включить нельзя (такова механика игры), смарто-спот делают на расстоянии 5−10 км от гейта или дока, с учетом радиуса действия смарты и тактики кемпера. Траектория движения жертвы от гейта, А к гейту Б известна, соответственно на этой траектории и будет находиться смарто-кемпер.

Такой вариант кемпа довольно уязвим, потому что точно известно, где в клоке стоит смарто-корабль. Наварпывают с одного гейта на тот, где стоит кемпер, распушают дронов и начинают крутится, в надежде расклочить. Шанс на расклок почти стопроцентный, поэтому поймать такого кемпера не сложно.

Мобильный — тут возможны варианты:
  • Кемпер висит не на смарто-споте, а на обзорке. А глазик он повесил на ворота, откуда жертва должна наварпывать к нему. Если он видит, что на гейт, где стоит его смарто-корабль варпнула жертва, которую он сможет убить, он переключается на это окно, наварпывает смарто-кораблем на свой спот у гейта гейта и смартит жертву. Этот способ позволяет ему частично обезопасить себя от охотников за смарто-кемперами (есть в Еве и такие).
  • Кемпер стоит в инсте гейта. Из гейта вываливается жертва и варпает на другой гейт. Кемпер видит куда она варпает и варпает вслед за ней, но не на сам гейт, а на свой смарт-спот возле этого гейта. В процессе варп-прыжка кемпер обгоняет свою жертву, приварпывает, смартит жертву и тут же сваливает на сейф-спот, чтобы спала агра.
Как он обгоняет в варпе? Он берет (или фитит) корабль, который варпает быстрее своей жертвы. Подавляющее большинство кораблей (а также капсулы) имеют скорость варпа 3−4 ау/с. А, например, Цинабал варпает со скоростью 6 ау/с. Кроме этого, есть специальные риги, повышающие скорость варпа, а у стратегических Т3 крейсеров есть специальная подсистема. В общем, обогнать не проблема.

Поймать такого кемпера гораздо сложнее. Пытаются поймать либо на разводной корабль (но разведется ли кемпер — большой вопрос), либо в коверклоке вешая возле гейта какого-нибудь бобра. Как только кемпер расклочится для смарты, бобер тоже расклочивается и пытается его затаклить. Фишка в том, бобер — это единственный коверклочник в игре, у которого нет таймера рекалибрации, поэтому он способен лочить противника сразу как расклочится сам. Поэтому опытный кемпер смартит в разгоне и в момент активации смарт-бомб дает команду на отварп. Часто бобер просто не успевает его залочить. Но это уже вопрос пряморукости кемпера и пилота бобра.
Тема четвертая

Как же обезопасить себя от смарто-кемпа?

Перебороть свою лень и не варпать на легких кораблях и капсулах по лоусекам и нулям от гейта к гейту напрямую! Это прямая дорога в клонилку. В нулях это еще к тому же актуально из-за кемпа с бублями.

Варпай либо через обзорку, либо через объект, чтобы прийти к гейту с неожиданной для смарто-кемпера стороны. Поверь, он не будет на тебя переставляться, для него это очень сложно, потому что смарто-корабль, скорее всего не имеет пропульшена, да даже если и имеет, то как угадать, через какой объект ты переварпаешь на гейт?

Смарто-кемп легко спалить по карте. Открывай ингейм-карту, выстраивай там свой маршрут и выставляй настройки, чтобы карта показывала число убитых капсул за последний час. И сразу все будет видно.

Впрочем, эти системы можно прочекать и по киллборде: открывай КБ нужной системы и смотри, кто кого там сегодня убивал. И на каких кораблях.